Мотивация влияет на субъект и его деятельность на всех этапах обучения. Чем сильнее побуждение, тем большую роль оно играет в формировании и регуляции мотивации и поведения в целом. Побудительную функцию характеризует причинность, когда в качестве причины выступает явление, которое порождает следствие, а следствие становится причиной другого явления. Теория казуальной атрибуции (приписывания причин) нашла широкое распространение в исследованиях мотивации.
В процессе обучения можно выделить различные виды мотивации (http://infomanagement.ru/lekciya/Vidi_motivacii) учебы. Так, например, П.Я.Якобсон рассматривает три вида мотивации:
- Мотивация, заложенная в самом учебном процессе (приобретение знаний, новизна информации, ликвидация незнание, открытие ранее неизвестных сторон предмета, стремление преодолеть трудности интеллектуального порядковые)
- Мотивация, лежащая вне учебной деятельностью (социальные стремления)
- Психологическая мотивация: положительная или отрицательная (удовольствие, радость успеха, воодушевление; неприятности, осложнения, барьеры, диссонансы и т.д.).
Негативная мотивация может быть связана с конфликтом, который вызван некомпетентностью. Наличие положительной мотивации обучения способствует процессу усвоения в целом.
К данной системе мотивации учебной деятельности можно отнести и процессуальную мотивацию (интерес к процессу обучения, тематики, содержания учебных материалов, к трудностям предмету, удовольствие от преодоления на разных уровнях, в различных видах деятельности.
Общая классификация мотивов учебы:
- Мотивы достижения,
- Процесса познания,
- Оппозиционные стремление (надежда на успех и боязнь неудачи)
Мотивы учебной деятельности в рамках деятельностного подхода
- Усвоение,
- Понимание,
- Запоминание материала,
- Выработка обобщенных способов действий.
Типы мотивации учебной деятельности
- Мотивация, заложенная в самом учебном процессе
- Мотивация, лежащая вне учебной деятельностью
- Психологическая мотивация: положительная или отрицательная
- Процессуальную мотивацию