Самый радиактивный ВУЗ
Поиск
МГУИЭ - Самый радиактивный ВУЗ

АдресУчебные материалы МГУИЭ
АдресРефераты, справочники, учебники
Корзина
Загружено материалов: 5102
Ожидают модерации: 1
Добавить материал!

Классицизм в русской литературе

Художественное направление в европейской литературе, театре, живописи, скульптуре и архитектуре. Классицизм возник во Франции в середине XVII века. Для художников-классицистов образцом служило искусство Античности, прежде всего - Древнего Рима, хотя и Греции, конечно, тоже.

Строй классицистического искусства определяют идеи порядка и симметрии, воспроизведение идеальных форм. Отсюда произрастают многие классицистические каноны: в драматургии это «правило трех единств» (места, времени и действия).

В России направление классицизма сложилось в 1740-е и просуществовало около ста лет. Первым манифестом русского классицизма явилась «Эпистола о стихотворстве» Александра Петровича Сумарокова; им же написаны первые классицистические трагедии и комедии. Основные представители классицизма в литературе - Василий Кириллович Тредиаковский, Александр Петрович Сумароков, Михаил Васильевич Ломоносов, Яков Борисович Княжнин, Гавриил Романович Державин, Владислав Александрович Озеров, Павел Александрович Катенин и другие.

«Очищенная природа». Постулат эстетики классицизма, подразумевавший такое отображение жизни, при котором устранялось все сугубо индивидуальное, все грубое и низменное, асимметричное и непропорциональное. Образец очищенной природы - регулярный парк, каким он был во второй половине XVIII века. В литературе классицизма, исходя из этого постулата, не допускались слишком индивидуализированные и чересчур реалистичные описания.

«Чистота жанра». Этот постулат накладывал запрет на смешение в литературном сочинении высокого и низкого, трагического и комического. Исходя из этого положения, Михаил Васильевич Ломоносов выдвинул теорию «трех штилей» словесности, согласно которой каждому литературному жанру соответствовал определенный стиль.

«Правило трех единств». Принцип драматургии классицизма. Подразумевает единство действия - основного события, вокруг которого вращаются все сюжетные обстоятельства; единство места, ограниченного в пространстве пределами дома; единство времени, которое не должно превышать одних суток. Это правило утвердилось во французской драматической литературе XVII века. Источник - неверно истолкованная фраза трактата Аристотеля «Поэтика», где на самом деле говорится о том, что исполнение трагедийной тетралогии должно «уложиться в круг одного дня». В русской драматургии (http://llibre.ru/dramaturgiya) «правило трех единств» первым сформулировал Александр Петрович Сумароков в «Эпистоле о стихотворстве» (1747). В начале XIX века данное правило отвергли романтики, считавшие, что «нет иных правил, кроме общих законов природы» (Виктор Гюго). Так, по словам Александра Сергеевича Пушкина, сочиняя трагедию «Борис Годунов», он следовал «школе романтической, которая есть отсутствие всяких правил».

Традиция русского классицизма. В первой четверти XIX века классицизм утратил актуальное значение. Последних его представителей - Владислава Александровича Озерова, Павла Александровича Катенина, участников «Беседы любителей русского слова» - молодое литературное поколение, родившееся под знаком романтизма, воспринимало как исторический анахронизм.

В начале XX века некоторые традиции классицистической поэзии (http://llibre.ru/poeziya) возродили акмеисты. Они попытались оживить оду, написанную по римским образцам, и трагедию в духе Расина. Однако попытки эти вызывали щемящее чувство утраты и осознание невозможности повернуть время вспять.

2004-2020© Портал студентов МГУИЭ, все права защищены
Информация на сайте не является публичной офертой. Все материалы предоставлены только с целью ознакомления