Самый радиактивный ВУЗ
Поиск
МГУИЭ - Самый радиактивный ВУЗ

АдресУчебные материалы МГУИЭ
АдресРефераты, справочники, учебники
Корзина
Загружено материалов: 5102
Ожидают модерации: 2
Добавить материал!

Понятие «сетература» наверняка знакомо тем, кто пытался выкладывать в сеть собственные произведения – стихи, прозу, сценарии и публицистику. Дискуссия была открыта ещё в 1998 году статьей А. Андреева «Cetera. Манифест Сетевой Литературы или Личный Опыт Поэтической Независимости», где излагались базовые принципы новой поэтики. Интернет рассматривался там как независимое, общедоступное поле свободной публикации, очищенное от разного рода нелитературных аспектов творческой деятельности (расходы на печать, распространение тиража, наличие или отсутствия связей, рекомендаций, принадлежности к «тусовке» и тому подобных).

Более того, имя автора в Интернете также может не раскрываться – и анонимность позволяет раскрыть те грани таланта, что в реальном книгоиздании скованы рамками и масками «материальной среды». Всё, что отныне надо творцу – это компьютер (желательно, ноутбук, чтобы не лишаться свободы передвижения), подключение к недорогому провайдеру, охлаждающая подставка для ноутбука купить – а остальное сделает талант. Не говоря уж о том, что репутация автора становится абсолютно независимой от мнения критиков. Профессиональный критик, обладающий ранее прерогативой доступа к публичному слову, сменяется комментатором.

Опубликовавшись в Интернете, автор ждёт не рецензий в утренней газете, а комментариев. Получить их можно незамедлительно (если произведение небольшого объёма – то буквально сразу после публикации); от людей самых различных возрастов, профессий и социального статуса; более-менее честные и объективные, так как читателей ничего не связывает с автором, они даже не встречаются с ним лицом к лицу, поэтому вольны говорить, что думают. С этим трудно не согласиться: если в прошлом веке художника легко было уничтожить разгромом в профессиональной прессе (синдром «критика Латунского»), и он, будучи в изоляции, часто не представлял себе реально существующего мнения публики, то теперь роль «оценщика в городском ломбарде» фактически сведена к нулю. Интернет дал право на свободу высказывания – порой на грани вседозволенности, а позже и перешёл эту грань… но нельзя не признать, что он сделался формой невиданного ранее взаимодействия художника с миром.

Общедоступность, невероятная активность, мобильность – всё это оказалось горькой, но необходимой пилюлей для современной русской литературы. Однако феномен «сетературы» следует рассматривать глубже, и не торопиться отождествлять с сегодняшним литературным процессом. Тот же Андреев дает определение этому явлению, выделяя его в некий отдельный, самостоятельный жанр. Суть его в том, что художественный текст в сети – не электронный клон бумажного издания, а пластичная структура: динамический гипертекст, у которого нет единого автора и требующий особой роли читателя. Последнее нужно особо подчеркнуть: на смену пассивному восприятию приходит читатель-игрок, читатель-соавтор, и эта интерактивность развивает, провоцирует публику на размышления и высказывание своего мнения. Ведь не обязательно спорить часами в чате о том, какой стиральный порошок лучше, сколько детей у кого из «звёзд» и так далее. Вопросы литературы и искусства тоже могут вызывать яростные споры, где порой и проклёвывается истина.

Таким образом, читатель фактически отменяет потребность в редакторе – ибо, читатель обладает «параллельным восприятием». Интернет из места обитания литературы превращается в законодателя «сетературы», хотим мы этого или нет.

2004-2024© Портал студентов МГУИЭ, все права защищены
Информация на сайте не является публичной офертой. Все материалы предоставлены только с целью ознакомления