Приспособляемость к постоянно меняющимся условиям среды, как физического, так и социального характера важное свойство, без которого человек не может полноценно жить. Нарушение этой адаптации меняет человека, как личность, что особенно важно в детском и подростковом возрасте.
Детская дезадаптация воспринимается, как трудноуправляемость или трудновоспитуемость. Неуправляемые дети по объяснениям детских психологов как будто специально сопротивляются воспитанию и поступают назло родителям и педагогам.
В зависимости от причин возникновения, дезадаптация бывает социальной, психосоциальной и психогенной. Последняя возникает из-за отклонений психического развития. Часто она имеет постоянный характер. Классический пример, дурные привычки и энурез.
Психосоциальная дезадаптация зависит от персональных психологических особенностей, иногда появляющихся после кризиса 3 лет у детей. Такие особенности требуют индивидуального подхода в образовательных учреждениях. Зачастую это всевозможные кризисы, и негативные психологические состояния, возникшие из-за конфликтов со сверстниками, первой влюбленности и ссор с родителями. Психосоциальная дезадаптация может проявляться, как усиление отдельных черт характера (чрезмерные обидчивость, себялюбие, шумливость) или как развитие, опережающее свой возраст.
Социальная дезадаптация отличается:
- Неадекватной самооценкой
- Тревожностью и замкнутостью
- Боязнью общения
- Эмоциональной неуравновешенностью
- Отсутствием навыков общения
- Повышенными требованиями от окружающих
У этого нарушения две стадии: педагогическая и социальная запущенности.
Для человека главные факторы, влияющие на нарушение адаптации, социальные. Неудачные взаимоотношения ребенка с окружающими накладывает свой отпечаток не только на его самооценку и успешность адаптации, но и на успеваемость в классе.
Не важно, что послужило причиной: неправильные подходы воспитания, личностные характеристики и особенности темперамента или характер самого ребенка. Важна ресоциализация – т.е. восстановление у маленького человека его социального статуса.
Коррекция социальной адаптации приводит к налаживанию взаимоотношений детей между собой и улучшению успеваемости.
Существует несколько методов для улучшения приспособляемости:
- Работа по налаживанию микроклимата в семье
- Формирование навыков общения
- Установка самооценки
- Коррекция нескольких черт характера и личностных свойств.
Трудный или проблемный ребенок может быть послушным и хорошо учиться. Просто к нему нужен особый подход.