Как сделать урок физкультуры более привлекательным для детей? Как отвлечь детей от компьютера и заставить их придти в спортивные залы? Нужны ли оценки по физической культуре в начальной школе? Ответы на эти вопросы искали участники республиканского семинара «Внедрение компьютерной технологии в практику физического воспитания учащихся общеобразовательных школ», который прошел на базе 121-й столичной средней школы. А главным событием семинара стала презентация электронного учебно-методического справочника по баскетболу для учеников 5–11-х классов, авторство которого принадлежит сотрудникам Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
– На Всемирном олимпийском конгрессе, прошедшем осенью прошлого года (а такие конгрессы устаиваются один раз в 10 лет), спортивная общественность планеты очертила два главных приоритета в развитии системы спорта – это здоровье молодежи и цифровая революция, – сообщил генеральный секретарь Национального олимпийского комитета Георгий Катулин, который принял участие в семинаре. – Ни для кого не является секретом, что мы теряем наших детей: они бросают спортивные площадки и усаживаются за компьютеры. Влияние компьютеров на подрастающее поколение настолько мощное, что оторвать детей от них не возможно. Следовательно, у нас остается только один выход – нужно поставить компьютерные технологии на службу себе, чтобы вовлекать с их помощью детей в спорт.
Следует напомнить, что после возвращения школы к 11-летке и сокращения срока обучения пришлось «пожертвовать» уроками физической культуры: их количество сократилось с трех до двух уроков в неделю. Понятно, не всех это положение удовлетворяет. Однако на пожелания участников семинара вернуть в школу третий урок заместитель министра образования Казимир Фарино дал однозначный ответ – возвращения к трем урокам физической культуры не будет. А под спортивно-оздоровительные мероприятия нужно более активно задействовать шестой школьный день. Или пытаться привлекать детей на факультативные занятия, благо, уже есть утвержденные программы факультативных занятий по атлетической гимнастике, аэробике, дзюдо, футболу и теннису. Казимир Фарино убежден, что для того, чтобы сделать урок «Физическая культура и здоровье» более привлекательным, нужно совершенствовать учебно-методическое обеспечение предмета. И хоть вопрос использования на уроках физической культуры компьютерных технологий воспринимается довольно неоднозначно, сегодня уже понятно, что нам без них не обойтись.
Доценты кафедры спортивных дисциплин Гродненского государственного университета Виталий Храмов и Валентина Навойчик не только рассказали, но и продемонстрировали, как на практике могут использоваться компьютерные технологии на уроках физической культуры, а также в физкультурных кружках и спортивных секциях при обучении детей игре в баскетбол.
– Наш электронный помощник, – рассказывает Виталий Храмов, – рассчитан на учеников с 5-го по 11-й классы школ. Он представляет собой специально подготовленное программное приложение, которое включает в себя элементы так называемого экранного интерфейса. Основной материал сохраняется в нем в виде видео, текста и видео, flash анимации (http://www.afportal.ru/catalogue/phys/6), текста и рисунков. Фактически вся игра в баскетбол разложена на отдельные составляющие, понятные каждому ученику.
Общеизвестно, что при поступлении в ВУЗ будущие преподаватели физической культуры обязательно сдают специальный экзамен потому, что, несмотря на их «профилизацию» в каком-то одном из видов спорта, на практике в школе им придется демонстрировать своим ученикам на собственном примере элементы легкой атлетики и гимнастики, владение лыжами и секреты игровых видов спорта. Футбол, баскетбол, волейбол… Может ли преподаватель быть «асом» во всех этих спортивных дисциплинах? По мнению Виталия Храмова, преподаватель физической культуры не всегда способен на личном примере обеспечить качественную наглядность того или иного двигательного действия. Взять тот же баскетбол, который считается очень сложной дисциплиной: бег, прыжки, атака баскетбольного кольца и многие другие обязательные элементы… Даже если преподаватель и способен продемонстрировать все движения качественно, то внимание ребенка все равно не всегда успевает фиксироваться на быстрых движениях. Например, как осуществляется бросок в кольцо баскетбольного мяча? Как при осуществлении броска должны двигаться коленные и локтевые суставы? Каким при этом должно быть положение туловища или положение кисти? Может ли преподаватель двадцать–тридцать раз подряд в течение урока демонстрировать своим воспитанникам все эти движения? А если ему на помощь приходит мультимедийный проектор и компьютер, у педагога появляется возможность продемонстрировать ученикам эталонную технику выполнения игровых приемов, причем столько раз, сколько нужно, в замедленном и быстром темпе, разложить каждое движение на мелкие составляющие (на десятые доли секунды), остановить кадр и пошагово восстановить те или иные детали. Всего в электронный справочник вошли 580 кадров. Изображение транслируется на большом экране на стене в спортивном зале, и дети повторяют увиденное. Для того, чтобы ребенок научился правильно обходиться с мячом, предлагаются упражнения, которые можно разучивать и дома, даже в малогабаритной квартире. Немаловажно и то обстоятельство, что в качестве эталона двигательные действия выполняют дети соответствующего возраста, а не, скажем, игроки национальной сборной потому, что двигательные действия ведущих спортсменов также не всегда соответствуют эталону. К тому же у детей «включается» спортивный азарт – и я смогу сделать не хуже, чем этот мальчик… Есть в справочнике пояснение тактики игры, тесты для самодиагностики.
– Проводить урок с использованием электронного справочника значительно проще, поскольку можно реализовывать разноуровневый подход для обучения, – поделилась своим мнением с коллегами Валентина Навойчик. – Более сильные ученики могут двигаться вперед, выполнять более сложные задания, а у преподавателя появляется время, чтобы поработать с более слабыми учениками индивидуально, помочь им, подкорректировав их проблемы. И не нужно повышать голос, чтобы перекричать «соседей» потому, что сегодня очень часто в спортивном зале одновременно проводятся уроки по физической культуре сразу в нескольких классах. И работать в такой атмосфере учителю (http://www.afportal.ru/teacher) очень сложно… Есть возможность повысить моторную плотность урока, которая обычно при разучивании сложных движений существенно снижается.
Универсальность этого электронного справочника заключается в том, что его пользователями могут быть не только учителя, но и ученики, и их родители. Его можно использовать как на уроках, так и в спортивных секциях, и для личного обучения. Причем Виталий Храмов убежден, что выпуск электронного справочника на лицензионных DVD-дисках – не лучшее решение. Следует создавать специализированный портал, где вся нужная педагогам и родителям информация будет находиться в свободном доступе, и где можно будет организовать прямой диалог между авторами программного продукта, педагогами и родительской общественностью.
В ближайшее время электронный справочник по баскетболу должен будет пройти научно-педагогическую экспертизу и апробацию на базе гродненских и минских школ. Любопытно, что есть учителя, особенно новой формации, которые с компьютерной техникой на «ты», однако есть и другая категория учителей. Возможно, потребуется курсовая переподготовка. Очевидно одно – спортивно-педагогическая информатика будет развиваться и впредь, и сегодня уже выделены средства для подготовки электронных помощников еще к пяти видам спорта, в том числе по плаванию, футболу и волейболу.
Но вот еще вопрос: хватит ли в наших школах оборудования для внедрения новаций? Если на всю школу приходится только два экрана и один проектор, то нужно будет становиться в очередь на эту технику! И кто будет заниматься внедрением передовых методик обучения на районном или областном уровне, если служебный оклад методиста в отделе образования на сегодняшний день 265 тысяч 200 рублей – это меньше прожиточного минимума. При этом методистам запрещено заниматься преподаванием в свое рабочее время.
Насчет намерения по внедрению в начальной школе безоценочного обучения по физической культуре и изобразительному искусству участники семинара, среди которых были и представители Министерства спорта и туризма, высказались единодушно: любая деятельность ученика должна оцениваться. Оценка – это своего рода стимул. А вот какие критерии будут положены в основу этой оценки – это уже совсем другой вопрос. Нельзя, чтобы ученик чувствовал себя на уроках некомфортно, комплексовал, скажем, из-за своего лишнего веса. Возможно нужно разрабатывать альтернативные контрольные упражнения, чтобы любой ученик мог самостоятельно выбрать из предложенного перечня тот тест, который ему больше всего нравится. Прозвучало даже предложение ввести дополнительный балл за посещаемость уроков физкультуры.
В заключение семинара заместитель министра образования Казимир Фарино поставил конкретную задачу – к новому учебному году электронный справочник по баскетболу должен попасть в школы.
Надежда Николаева