Одним из главных элементов комплексной системы обучения является наглядность. Он помогает более качественно усвоить материал младшему школьнику. Это способствует правильному и более качественному развитию мышления, математических способностей. Сегодня электронные способы информации начинают активно внедряться в школьную учебную деятельность, однако переход от конкретного к абстрактному мышлению является сложным без использования плакатов, таблиц.
Наглядные учебные материалы позволяют усовершенствовать еще одну психическую функцию – внимание, ведь без него невозможно выстроить обучение. Плакаты, таблицы позволяют управлять вниманием учеников, направлять его в нужное русло.
Согласно исследованиям, учебно-наглядные пособия для начальной школы (http://www.naglyadnye-posobiya.ru) позволяют эффективно решать следующие задачи:
- Развивать конструктивные способности.
- Закреплять полученные знания.
- Увеличивать самостоятельность в процессе получения знаний.
- Формировать материалистическое мировоззрение.
Целесообразно использовать наглядный материал в ограниченном количестве, не загромождая уроки только ими. Правильное их применение позволяет учащимся самостоятельно принимать решение. В современной дидактике наглядность оказывает влияние на различные виды восприятия. При этом ни один вид подобных материалов не обладает преимуществом перед остальными, зато позволяет решать конкретные задачи.
На практике использование таких средств должно идти в согласовании с речью педагога. В большинстве случаев учитель при помощи слов только руководит тем процессом наблюдения, которое ведется учащимися, а сами знания школьники получают из плакатов. Наглядные пособия для начальной школы можно разделить на несколько категорий.
Демонстрационные изобразительные пособия. К ним относятся картины, таблицы дополненные изображениями, картины со вставками.
Иллюстрации - рисунки предметов, планы, чертежи, схемы. С помощью иллюстраций учащимся становится понятно, о каких именно предметах идет речь.
Таблицы - Это текстовые или числовые записи, которые расположены в определенном порядке. Чаще всего бывают в виде колонок, сгруппированных рисунков. Все таблицы разделены на познавательные, инструктивные, справочные и тренировочные.
Дидактический материал - это учебные пособия, предназначенные для работы учеников в самостоятельном режиме.
Таким образом, в начальной школе у детей происходит формирование понятия не только об изучаемых объектах, но и о понятиях. Для успешного достижения поставленных задач необходимо использовать различные виды наглядности.