Цхинвали, в каком-то смысле, как бы кощунственно это не прозвучит, повезло - город, благодаря бомбежке, сильно разрушен, но его полностью отремонтируют, включая школы. А кто разрушит российские школы, чтобы потом восстановить за счет ремонта? Или будут ждать, пока не рухнут сами, как под Оренбургом.
Вчера на совете при президенте по науке, технологиям и образованию под председательством Дмитрия Медведева обсуждались проблемы средней школы.
Идея выступления Медведева, открывшего заседание по проблемам школы, заключалась в том, что как минимум половина российских граждан школьным образованием сейчас не удовлетворена. Это тем более неприятно, что система образования на протяжении последних десяти лет "перманентно реформировалась", отмечает "Коммерсантъ".
По мнению президента, нацпроект "Образование" оказался успешным начинанием: удалось "создать новую систему контроля и использования средств".
Впрочем, школьная инфраструктура по-прежнему в бедственном состоянии. По данным Медведева, 18 тыс. из почти 60 тыс. российских школ (две трети из них сельские) нуждаются в капремонте, а 1 тыс. школ и вовсе находится в аварийном состоянии.
После обрушения в октябре в Оренбургской области школьного здания, когда погибли школьники, а их учительница с горя повесилась, одним из практических итогов заседания стало поручение министру образования Андрею Фурсенко в течение двух недель подготовить план по решению проблем аварийных школ.
Основным докладчиком по вопросу школьного образования между тем оказался ректор МГУ и председатель Союза ректоров России Виктор Садовничий, продолжает издание.
Он сосредоточился на снижении учительской мотивации, некачественных учебниках, плохом здоровье школьников, неравном доступе к хорошему образованию в регионах и коммерциализации средней школы. Но главный тезис Виктора Садовничего заключался в снижении качества школьного образования как такового.
Впрочем, по мнению издания, проблема высшего образования стоит в России еще острее: российские дипломы по-прежнему не признаются на Западе, а в рейтингах лучших вузов мира МГУ вылетел уже из первой сотни.
Несмотря на это, Садовничий предложил крупным университетам взять "шефство" над школами своего региона.
По информации "Коммерсанта", вопрос о реформе средней школы может быть включен в предстоящее послание президента Федеральному собранию.
В основу модернизации могут быть положены замороженные наработки Минобрнауки: профильная старшая школа и новые школьные стандарты. Стандарты могут включить новые предметы, например, "основы предпринимательства". Особым пунктом программы модернизации может стать приоритет естественных наук, в частности, математики.
Еще одним пунктом реформы должно стать расширение сферы применения единого госэкзамена (ЕГЭ).
Так, итоговая аттестация школьников скорее всего будет проводиться после каждой образовательной ступени - после начальной школы, в конце девятого класса и в качестве выпускного испытания.
Кроме того, в Минобрнауки согласны с предложением представителей школы учредить педагогическую интернатуру по образцу медицинской, которая расширит практику выпускников педагогических вузов.
Наконец, реформа школы включит в себя оптимизацию педвузов.
"За последние десять лет число школьников сократилось с 20 млн до 13 млн человек, но ни один педагогический вуз закрыт не был",- сказал директор Царицынского образовательного центра Ефим Рачевский.
Реформу школьного образования по традиции решено закрепить тематическим годом - при одобрении президента Дмитрия Медведева 2010 год будет объявлен Годом учителя.
Как замечает "Российская газета", уже несколько лет государство в рамках национальных приоритетных проектов занимается в том числе развитием российской системы образования. Точнее, ее новым наполнением, поскольку после ревизии ситуацию в сфере признали едва ли не катастрофической.
Бразды правления реформами отдали тогда первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. С тех пор Дмитрий Медведев успел поменять рабочее место на президентское. А реформа образования так и осталась "на карандаше" у нового главы государства.
Результаты всероссийской детской диспансеризации показали, что группа детей от 10 до 17 лет является критической. Поэтому важно развивать медицинскую помощь и, конечно же, занятия физкультурой и спортом. Другая школьная беда - педагогические кадры.
Молодежь в школы не идет, престиж профессии упал, и только недавно его попытались хоть слегка приподнять, качество преподавания тоже хромает.
"Последний печальный случай в Оренбургской области - случай вопиющего преступного разгильдяйства, - приводит газета возмущенные слова Медведева. - Я поручаю в течение двух недель подготовить и доложить мне план по приведению тысячи аварийных школ в надлежащий вид".
Даже в период финансовых сложностей на такие вопросы деньги найти нетрудно. Есть вещи, по которым принимать решения нужно максимально быстро, обеспечивая контроль за исполнением. Правда, финансовые сложности все-таки заставляют задумываться о том, где привлечь сторонние деньги, полагает издание.
Несмотря на все трудности, Медведев назвал нацпроект "Образование" наиболее удачным среди всех и пообещал продолжить работать над ним, уточнив, что снова образовательная среда будет обсуждаться на совете по нацпроектам, который состоится в ноябре.
Следовало бы заметить, что одновременно, в условиях надвигающегося финансового кризиса, в России затевается многослойная дорогостоящая реформа вооруженных сил с закупками новейшей техники, включая авианосцы.
Неужели на все сразу найдутся необходимые средства?