В соответствии с законом об образовании, основной целью высшего профессионального образования является подготовка, а также переподготовка специалистов соответствующего уровня и удовлетворение потребностей каждого студента в углублении имеющихся знаний.
Подготовка студентов для получения квалификации бакалавр и специалист невозможна без базового среднего или среднего профессионального образования. Получение степени магистр возможно только после освоения в полном объеме программы бакалавриата.
Получение высшего профессиональное образования возможно исключительно в соответствующим образом аккредитованных, то есть владеющих лицензией на учебную деятельность заведениях, к которым относятся университеты, институты и академии.
Университет – это учреждение, готовящее специалистов разных специальностей для разных сфер деятельности с обязательным ведением научной деятельности. Институты могут подготавливать специалистов и по одной специальности, а академии зачастую обучают специалистов лишь для одной отрасли деятельности, например горной или сельскохозяйственной. Ни одно из перечисленных заведений не имеет никаких преимуществ перед друг другом.
Студенты, получившие среднее профессиональное образование, а также лица, уровень образования которых являются достаточным основанием для получения высшего, имеют право на прохождение сокращенной или по ускоренной форме, но не допускается сокращение программы подготовки специалиста и магистра.
Лица уже освоившие одну программу высшего профессионального образования и желающие освоить другую, вправе получить второе высшее образование, которое дается исключительно на коммерческой основе и в более короткие сроки. Это интересует многих состоявшихся специалистов, которым в силу профессии необходимы специальные знания, например очень часто юристы получают экономическое образование, так как эти направления крайне часто очень тесно связаны в работе.
Профессии могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий преподавателей. Предусмотрены очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы, а также экстернат и дистанционное обучение. По решению учебного учреждения, возможно сочетание вышеперечисленных способов, однако некоторые виды профессий исключают возможность заочного или удаленного метода обучения, например медицинские. Перечень направлений подготовки по подобным специальностям устанавливается Правительством Российской Федерации.