Любое обучение предполагает контроль приобретенных знаний. Необходимость в оценивании степени усваиваемости материалов появилась, наверное, с момента начала деятельности первых учителей. Со временем технологии контроля усовершенствовались и приобрели сегодня уже законченные формы. Наиболее распространенным методом проверки знаний считается экзамен. Данная форма предполагает получение студентом или обучающимся определенной оценки за усвоенный материал, подаваемый в программном режиме. Степень ее зависит от уровня знаний и определяется она в зависимости от установленных критериев оценивания на экзамене.
Если экзамен является финальной точкой контроля после каждого семестра или года обучения в школе или в вузе, то рефераты являются, наряду с другими, промежуточными формами. Обычно их выполняет только некоторый круг учеников-студентов, который не является постоянным. Целей у рефератов может быть несколько. Первая из них - это проверка, насколько ученик понял ту или иную тему, вторая – расширение базы знаний на заданную тему, третья – углубление в одно из направлений.
Ограничений по количеству выполняемых рефератов в течение одного семестра или полугодия не существует. В высших учебных заведениях некоторые преподаватели выбирают только такой метод контроля знаний. Он может охватывать единовременно самый широкий круг обучаемых, что позволяет сделать вывод об общем усвоении материала. И, исходя из полученных данных, провести некоторую коррекцию методов и интенсивности обучения. В большинстве случаев, когда система обучения имеет заочную или дистанционную форму, именно реферат, наравне с курсовыми, становится единственным способом ответа студента по выбранной теме.
На основании того, как изложен материал, носит ли он полный характер, либо только частично задевает тему, затрагивается ли опорные моменты или нет, строится предположение о том, насколько студент и ли обучаемый знаком с излагаемой информацией. Правильно написанный реферат – это гарантия того, что студент умеет оперировать полученными данными, дополнительной литературой, имеет познавательные навыки и способен к дальнейшему повышению их уровня.
В принципе, когда вопрос встает об аспирантуре, бывшему студенту также приходится сталкиваться с данной системой контроля, но только в таком формате, как автореферат (http://avtoreferats.com/). Человек, который может кратко изложить суть, некоторые расчеты, принципы, основные положения целой диссертации на 16-18 листах печатного текста с полуторным интервалом, действительно обладает достаточно глубокими знаниями по изучаемому вопросу, что говорит уже само за себя.